Каллистрат Фалалеевич Жаков

(1866—1926 гг)

Каллистрат Жаков — коми/русский этнограф, философ (создатель собственного учения о «лимитизме» познания — «философии предела»), фольклорист, педагог, литературовед, писатель. 

Родился К. Жаков 18(30) сентября 1866 года в семье крестьянина-коми деревни Давпон, недалеко от Усть-Сысольска Вологодской губернии (ныне г. Сыктывкар) и был последним, одиннадцатым по счёту ребёнком. Примечательно, что до 10 лет Каллистрат не видел книги, а потом наступит время, когда современники назовут его «Зырянским Ломоносовым»: в 1911 году Жаков стал профессором. С 1908 по 1917 годы по приглашению уроженца елабужского уезда академика Владимира Михайловича Бехтерева он  преподавал в Санкт-Петербургском психоневрологическом институте. В 1912 году в письме к Леониду Андрееву А. М. Горький писал: «Знаешь, в России есть интересный писатель Жаков, зырянин. Любопытнейшая фигура»

Писать начал в конце XIX века. Известность получила его книга очерков «На Север в поисках за Памом Бурмортом» (1905). Самым крупным произведением стала его автобиографическая повесть «Сквозь строй жизни» (1912—1914) в 4 частях. В 1911 году опубликовал на основе предания об обороне коми-пермяцкого населенного «городка» Искор от ногайских татар поэму «Царь Кор». Его перу принадлежит и эпическая поэма «Биармия» (1916). О произведениях Жакова положительно отзывались Максим Горький, Александр Блок, Валерий Брюсов, Павел Бажов и другие литераторы. Он помогал закрепиться в культуре многим землякам, в том числе получившему всемирную известность социологу Питириму Сорокину

В 1900 году, К. Жаков посетил  Елабугу. Об этом есть запись в одной из его книг:

 «В те дни, в 1900 году душа моя горела жаждой увидеть народы. Ужас жизни еще не сжал моё сердце, уныние еще не сковало мою волю. Я чувствовал себя свободным и хотел обнять и прижать к груди своей первобытные племена… Собрался я к вотякам, чтобы помолиться в их лесах богу Инмару, светлобородому богу неба и матери солнца, помолиться и другим великим стихиям…

По Волге на пароходе поехал я, любуясь берегами. В Казани пересел я на другой пароход, чтобы достичь Елабуги. На город Казань долго я глядел с берега и думал о прошлых временах…

<…> Долго, долго любовался я этим городом, созерцая храмы и мечети и не зная, суждено ли мне жить там, сыну лесов севера…

Из Казани отправился я по Каме к Елабуге…Увидел маленький город при впадении молочно-пенной речки (ела- буга)…Проходя по улицам, озаренным солнцем, думая я о красоте земли и солнца и о том, что поэт я и создам поэму солнца…(О, если бы я знал, какие страдания ждут меня впереди, не радовался бы так, как радуются только дети). Через несколько дней в одноколке с мужиком отправился я в Кизяково за старой стариной, за художественными впечатлениями».

После революции 1917 года жил в Тарту (Эстония), а с 1921 года — в Риге (Латвия). Умер в Риге. Прах был перезахоронен на Центральном кладбище Сыктывкара 19 декабря 1990.

Справочные материалы